ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СТУПЕНЬКИ»
Адрес:

400119, Российская Федерация, г. Волгоград, ул. К. Маркса, 17

http://ступеньки34.рф

Связь с руководством:

89275156178 elenap226@mail.ru

Сведения об образовательной организации

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Утверждаю
12 марта 2018 года
Директор Попова Е. А.

Положение о внутренней системе оценки качества образования

  1. Общие положения
  • Положение о внутренней системе оценки качества образования устанавливает единые требования к внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в ЧОУ д\с «Ступеньки» (далее – Учреждение).
  • Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет основные цели, задачи, принципы и направления оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, объекты и содержание оценки, критерии, подходы, состав инструментария оценивания, условия и границы применения системы оценки качества.
  • Настоящее положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами:
  • Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС дошкольного образования».
  • Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462
  • Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
  • Правила осуществления мониторинга системы образования, утв. постановление Правительства РФ от05.08.2013 № 662
  • Показатели мониторинга системы образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14
  • Методика расчёта показателей мониторинга системы образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657
  • Порядок осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организаций в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1202
  • Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547
  • Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.04.2015 (далее – Методические рекомендации по проведению НОК ОД)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
  • Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Письмо Минобрнауки России №08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 505 от 03.12.2014 «О направлении разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, Постановление Правительства РФ от.28.10.2013 № 966
  • Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы
  • Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 – 2016 гг.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» № 582 от 10 июля 2013 года;
    • Устав и локальные акты обеспечивают нормативные правовые основания реализации ВСОКО в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
    • 4 В Положении используются следующие понятия:
    • качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень их соответствия ФГОС (условиям реализации основной образовательной программы (далее — ООП) ДОУ) и потребностям ребенка, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения каждым воспитанником содержания основной образовательной программы;
    • качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников при организации образовательного процесса;
    • оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
    • внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
    • измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;
    • критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта;
    • мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования;
    • экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
    • 5 Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
  • мониторинга качества образования;
  • мониторинга реализации ООП ДОУ;
  • общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
    • 6. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
  • образовательная статистика;
  • мониторинговые исследования;
  • социологические опросы;
  • отчеты педагогов;
  • посещение педагогических мероприятий.

1.7. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе  оценку  эффективности  реализации образовательных программ  с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки  качества образования.

1.8       Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами.

1.9.      Участниками ВСОКО являются: родители (законные представители), педагогические, медицинские работники,  администрация, социальные партнёры Учреждения.

1.10     К оценке качества образования могут привлекаться внешние эксперты.

  1. Основные цели, задачи, принципы ВСОКО
    • 1. Цели ВСОКО:
  • формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
  • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
  • предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
  • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
  • прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
    • 2. Задачи ВСОКО:
  • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
  • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
  • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации основной образовательной программы ДОУ (далее ООП ДОУ) и мониторинга качества образования;
  • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
  • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и основной образовательной программы дошкольного образования;
  • определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ нормативным требованиям;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
  • выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
  • содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
  • определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
  • расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
    • 3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
  • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
  • реалистичности требований, норм и показателей качества образования;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей (учредитель, родительская общественность, социальные партнеры);
  • рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
  • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
  • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
  • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
  • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
  • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ.
  1. Организационная структура внутренней системы оценки качества образования
    • Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой качества дошкольного образования в ДОУ, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, состоит из администрации Учреждения, Педагогического совета, иных временных структур.
    • Администрация Учреждения:
    • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и приложений к ним, утверждает приказом директора и контролирует их исполнение;
    • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
    • обеспечивает на основе основной образовательной программы проведение диагностических процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в ДОУ;
  • организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне учреждения;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования (учредителя, родителей, общественности);
  • обеспечивает условия для подготовки педагогов и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, материалы самоанализа для размещения на сайте учреждения);
  • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
    • 3. Мониторинговая рабочая группа):
    • — создает организационно-информационные условия для формирования целостного представления о качестве образования в Учреждении;
    • — разрабатывает методики оценки качества образования;
    • — разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на совершенствование ВСОКО;
    • — организует и проводит в Учреждении различные мониторинговые исследования;
    • — проводит анализ мониторинговых исследований;
    • — готовит предложения администрации Учреждения для принятия управленческих решений по управлению качеством образования в Учреждении.
    • 4. Педагогический совет:
  • участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Учреждении;
  • заслушивает информацию мониторинговой службы о состоянии качества образования в Учреждении;
  • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования детей дошкольного возраста, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ.
  • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
  • инициирует предложения по совершенствованию ВСОКО.
    • 7 Иные временные структуры: при необходимости в Учреждении могут создаваться проблемные группы, временные коллективы для разработки мониторинговых исследований по определенному объекту, предмету мониторинга, а также для их более детального изучения и анализа.
  1. Основные направления и виды мониторинга внутренней системы оценки качества образования:
    • Оценка качества образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от целей, уровня осуществления и обследуемого объекта. К основным направлениям ВСОКО относятся:
  • Самообследование ДОУ;
  • Контроль;
  • Мониторинг реализации Программы развития ДОУ;
  • Мониторинг реализации ООП ДО;
  • Мониторинг качества образования
    • Основной процедурой, дающей возможность собрать наиболее полную и достоверную информацию в максимально короткие сроки, является мониторинг.
    • 1. Мониторинг реализации Программы развития ДОУ отражает эффективность создания условий для организации образовательных услуг.
    • 2. Самообследование – анализ деятельности ДОО, который осуществляется администрацией, сотрудниками и родителями (законными представителями) воспитанников с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности учреждения, получения объективной информации о состоянии образовательной деятельности в Организации.
    • Основой самообследования являются следующие документы:
  • Порядок проведения самообследования образовательной организацией;
  • Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию;
  • Положение о самообследовании в ДОУ.
    • 3. Контроль – функция управления, в ходе которой устанавливается соответствие условий организации содержания деятельности Учреждения действующим нормативным документам
    • Основой контроля в ДОУ являются следующие документы:
  • Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность Учреждения по реализации контроля;
  • Положение о внутреннем контроле в ДОУ;
  • Локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.)
  • Годовой и месячный план-график контроля
    • 4. Мониторинг реализации ООП ДО осуществляется на основании следующих показателей:
  • Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП требованиям действующих нормативных правовых документов.
  • Целостность представления образовательной программы
  • Разработанность образовательной программы
  • Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования
  • Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации
  • Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП требованиям действующих нормативных правовых документов.
  • Развивающая предметно-пространственная среда;
  • Кадровое обеспечение;
  • Материально-техническое и информационное обеспечение;
  • Программно-методическое обеспечение;
  • Нормативное правовое обеспечение;
  • Финансово-экономическое обеспечение.
  • Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП требованиям действующих нормативных правовых документов.
  • Уровень адаптации детей к ДОУ;
  • Уровень психологической готовности детей к обучению в школе;
  • Достижения воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
  • Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов
    • 5. Мониторинг качества образования
    • 5.1. Педагогический мониторинг в соответствии с ФГОС ДО проводится для оценки индивидуального развития детей и обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
    • Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • Оптимизации работы с группой детей.
    • 5.2. Медицинский мониторингобеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости – коррекция данных условий.
    • 5.3. Психологический мониторингпозволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
    • 5.4. Управленческий мониторингорганизовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками. Мероприятия по проведению управленческого мониторинга (творческая группа по проблемам ДОУ, модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития, оценка творческого потенциала педагогов) Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. Оценка качества образования осуществляется с использованием разных видов шкал:
  • номинальной (когда устанавливается соответствие или несоответствие объекта (процесса) показателю, отражающему качество);
  • оценочной, фиксирующий не просто наличие или отсутствие признака, но и степень его проявления (для этого используются балльные и процентные значения оценок);
  • шкалы ранжирования, когда отдельные показатели сравниваются друг с другом, каждому из них присваивается определенный ранг.
    • Результаты самообследования, мониторинга освоения образовательной программы, мониторинга качества образования, текущего контроля характеризуют уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и служат основой для оценки деятельности Учреждения.
  1. Информационный фонд ВСОКО

6.1. Реализация оценки качества образования предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:

  • Отчетности, утвержденной нормативными актами федерального, регионального и локального уровней;

6.1.2..   Документов и материалов, полученных в ходе:

  • анкетирования;
  • повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
  • самоанализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
  • педагогической диагностика уровня освоения детьми ООП;
  • психолого-педагогической диагностики;
  • выполнения муниципального задания;
  • плановых специально организованных мониторинговых исследований.

6.2. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора и представления материалов.

6.3.. Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям:

  • объективность – информация должна отражать реальное состояние дел;
  • точность — погрешности измерений должны быть минимальные;
  • полнота – источники информации должны быть оптимальными;
  • достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;
  • систематизированность – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;
  • оперативность – информация должна быть своевременной;

доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.

  1. Условия и границы использования информации, получаемой при оценке качества образования 

    • 1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
    • 2. Границы использования результатов оценочной процедуры должны быть неотъемлемой частью самой процедуры и разработаны администрацией Учреждения совместно с мониторинговой службой (или рабочей группой) до введения данной оценочной процедуры в штатный режим.
    • 3. Данные о детском развитии, индивидуальных достижениях воспитанников могут быть использованы только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу воспитанников и может использоваться исключительно в целях оптимизации их личностного развития.
  1. Принятие управленческих решений
  • 1 По итогам самообследования, мониторинговых процедур и контроля издаются приказы, направленные на повышение качества образования, поощрение/наказание отдельных работников Учреждения. Перечень приказов определяется администрацией Учреждения.
  • 2 По итогам всех оценочных процедур проводятся совещания при руководителе Учреждения, информационно-аналитические совещания с педагогическим коллективом, семинары, педагогические советы.
  • 3 Итоги самообследования, мониторинговых процедур и контроля могут служить основанием для изменения критериев и показателей системы стимулирования работников.
  • 4 По итогам оценки качества образования за учебный год и на основе стратегических приоритетов деятельности Учреждения:
  • разрабатывается план внутреннего контроля на следующий учебный год, подробный план контрольных мероприятий по всем направлениям ВСОКО.
  • вносятся корректировки в планы работы всех элементов организационной структуры ВСОКО.
    • 5 Методическая служба Учреждения создает условия для качественного обучения педагогов по выявленным проблемам, составляет график наблюдения образовательного процесса, при необходимости мотивирует педагогов к изменениям индивидуального маршрута профессионального развития.
    • 6 По итогам мониторинга и контроля возможны корректировка планов работы с разными группами воспитанников (детьми «группы риска», не осваивающими Программу, имеющими ограниченные возможности здоровья и т.д.).
    • 7 Для снятия конкретных проблем по одному (нескольким) направлениям ВСОКО возможна разработка тематических программ, проектов.
  1. Права участников ВСОКО
  • 1. При осуществлении оценки качества образования, проверяющий имеет право:
  • знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;
  • изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
  • проводить экспертизу педагогической деятельности;
  • организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
  • делать выводы и принимать управленческие решения.
  • 2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
  • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
  • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
  1. Ответственность
  • Лица, ответственные за осуществление оценки качества образования в ДОУ несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, качество и своевременность предоставления информации.
  1. Организация и управление ВСОКО
  • 1. Внутреннюю оценку качества образования осуществляет рабочая группа.
  • 2. Состав рабочей группы по оценке качества образования и её руководитель определяется и утверждается приказом заведующего ДОУ.
  • 3.В состав группы могут входить: представители общественных форм управления ДОУ (представители Совета ДОУ, родительского комитета, профкома), а также представители Учредителя.
  • 4. Внутренняя оценка качества образования осуществляется на основе программы развития, образовательной программы и годового плана ДОУ.
  • 5. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (справки, служебные записки и т.д.), в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции заведующего ДОУ.
  • 6. По итогам оценки качества образования проводятся заседания Педагогического Совета, производственные собрания, административные и педагогические совещания.
  • 7. По результатам оценки качества образования заведующий издает приказ, в котором указываются:
  • результаты мониторинга;
  • управленческое решение по его результатам;
  • ответственные лица по исполнению решения;
  • сроки проведения контроля;
  • сроки устранения недостатков;
  • поощрение работников по результатам мониторинга.
    • 8. По окончании учебного года, на основании аналитических справок определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.
    • 9. Настоящее Положение может быть дополнено или изменено решением педагогического совета.