ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СТУПЕНЬКИ»
Адрес:

400119, Российская Федерация, г. Волгоград, ул. К. Маркса, 17

http://ступеньки34.рф

Связь с руководством:

89275156178 elenap226@mail.ru

Сведения об образовательной организации

Организация образования и воспитания

Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети от 3 до 7 лет. При этом занятия в разновозрастной группе происходит одновременно со всеми детьми, а вернее разложены на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение. Сами занятия могут иметь несколько алгоритмов:

Алгоритм 1. Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.

Алгоритм 2. Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.

При этом на протяжении всех занятий в возрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают знания, которые уже были привиты. При этом в ситуации с первым алгоритмом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А вот второй алгоритм формирует творчество. В связи с этим мы практикуем оба алгоритма, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.

Преимущества занятий в разновозрастной группе

1.      Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.

2.      Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.

3.      Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.

4.      Ответственность.  Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.

5.      Получение разносторонних знаний.  Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.

6.      Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.

7.      Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.

8.      Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший».

Много лет функционируют на селе малокомплектные детские сады. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость одногрупповых детских садов представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.

В нашем детском саду возрастной состав группы в основном представлен следующим образом:

  • младшая разновозрастная группа-от1 до 3 лет

  • старшая разновозрастная группа- от4 до 7 лет

Делая такое комплектование разграничений возраста мы облегчаем организацию режима и воспитательно- образовательного процесса. Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить состав каждой подгруппы в начале учебного года. Составляются списки детей по возрастам на начало учебного года. На основании комплектования этих двух основных подгрупп разрабатывается воспитателем и заведующей перспективный образовательный план и сетка образовательной деятельности по подгруппам..

Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня. Режим дня –это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Имея одну разновозрастную группу, у нас разработан один режим дня для всех детей, но взятый за основу режим среднего возраста. Режимные моменты с младшими детьми начинаются на 5-10 минут раньше. Подъем детей происходит постепенный. Важно всегда соблюдать правило- режимные моменты начинать с младшими детьми. Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности постепенно переходили от одного вида деятельности к другому.

В малокомплектном детском саду для выполнения воспитательно- образовательной работы нужна полная согласованность в работе воспитателя( он один), младшего воспитателя(он один) и заведующей. Заведующей- потому что и заведующая ведет воспитательно- образовательную работу в группе в течении 3 часов. Младший воспитатель разновозрастной группы должен хорошо знать режим дня учреждения, помогать воспитателю в организации педагогического процесса, прививать детям навыки самообслуживания, прививать культурно-гигиенические навыки. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно.

Важно! Когда воспитатель находится с одной подгруппой детей, то с другой находится или младший воспитатель , или заведующая.Наряду с должностными обязанностями воспитателя и младшего воспитателя мною был разработана схема деятельности воспитателя и младшего воспитателя по режимным моментам.

 Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе.

Режимные моменты

Содержание работы с детьми

Деятельность воспитателя

Деятельность младшего воспитателя

Утро.

Прием детей.

Проводится:

— игровая деятельность детей под руководством воспитателя

— трудовая деятельность (поручения, дежурства)

— индивидуальная деятельность с детьми;

— воспитание КГН, культура поведения

— Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми.

Принимает и осматривает детей, беседует с родителями.

Проветривает и убирает помещение

Утренняя гимнастика.

Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней

Проводит утреннюю гимнастику

Готовит столы к завтраку.

Оказывает помощь в умывании детей.

Завтрак

Обращает внимание детей, как накрыты столы;

Уточняет название блюд;

Отмечает заботу повара , младшего воспитателя о детях;

Создать у детей положительное отношение к еде,

Учит детей правильно есть,

Следит за осанкой детей,

Добивается, чтобы дети съедали всю пищу.

Организует подготовку к завтраку.

Проводит завтрак.

Получает завтрак.

Вместе с дежурными накрывает на столы.

Убирает посуду

Моет посуду.

Занятия

Следит за позой детей.

Проводит физминутки,

Соблюдает педагогические и гигиенические требования к организации занятий.

Организует и проводит занятия.

Организует игры детей той подгруппы, которая не участвует в занятиях.

Провожает и следит за детьми в туалетной комнате.

Прогулка

Проводится:

— игровая деятельность детей(подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры)

-трудовая деятельность( коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

— наблюдения( коллективные, подгрупповые, индивидуальные)

— индивидуальная работа с детьми по закреплению основных видов движения)

— наблюдение за детьми.

Выходит на прогулку с детьми.

Организует деятельность всех детей.

Приводит с прогулки сначала младших детей, а затем старших

Помогает одеваться на прогулку детям.

Затем проветривает и убирает помещение.

Готовиться к обеду.

Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться.

Обед

То же, что и завтрак

Руководит подготовкой детей к обеду.

Проводит его.

Раздает обед.

Дневной сон

Наблюдает за сном детей

Постепенно укладывает детей спать.

Создает условия для спокойного сна.

Вместе с дежурными убирает посуду.

Моет ее.

Убирает помещения.

Подъем детей.

Осуществляет постепенный подъем детей.

Проводит постепенный подъем детей.

Проводит бодрящую зарядку после сна.

Помогает поднимать детей.

Помогает одевать детей.

Убирает постели.

Занятие с младшей подгруппой

Тоже, что и занятия со старшей подгруппой.

Организует и проводит занятия

Оказывает помощь в проведении занятия

Совместная деятельность взрослого с детьми.

Свободная самостоятельная деятельность детей .

Проводится:

— игровая деятельность, где воспитатель контролирует игру младших детей.

— 1 раз в неделю проводится вечер досуга;

— индивидуальная работа с детьми;

— работа с родителями,

— кружковая работа с детьми старшего возраста.

— самостоятельная игровая деятельность детей.

Организует деятельность детей.

Играет с детьми.

Готовится к ужину.

Ужин

Совершенствует гигиенические навыки.

Навыки культурного поведения за столом.

Руководит подготовкой детей к ужину.

Проводит ужин.

Получает и раздает ужин.

Собирает и моет посуду.

Вечерняя прогулка

То же, что и дневная прогулка

Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку.

Организует их деятельность.

Беседует с родителями.

Организует уход домой.

Помогает одеться детям.

Убирает помещение.

Воспитательно-образовательная работа в малокомплектном детском саду осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей, а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых с детьми. В первом случае воспитатель создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий мы стараемся организовать учебную деятельность всех детей. . В групповой комнате создана предметно- развивающая среда, где ребенок любого возраста может найти себе дело по душе . Все в группе доступно для детей.

Специфика работы малокомплектного детского сада в основном заключается в том, что дети в группе разных возрастов. У детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и деятельности, различная степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Мы стараемся создать благоприятную атмосферу доброжелательности, взаимопонимания. Учим детей развивать в себе самооценку поступков. Дети старшего возраста берут шефство над младшими. Им нравится ухаживать за ними, играть с ними. Мы учим детей не ссориться, работать коллективно. Дети с увлечением выполняют поручения, без напоминания помогают одевать детей младшего возраста.. В свободные минуты дети старшего возраста любят рассказывать малышам сказки — развивают разговорную речь. Дети младшего возраста тянутся к старшим, участвуют в их играх.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектном детском саду, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

****

Участок – обязательный элемент ДУ. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, где дети проводят от 3,5-4 ч зимой, до 5-6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Пребывание детей на участке позволяет широко использовать в целях закаливания мощные оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух.

На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнения, трудовых процессах.

Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.

Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.

На участке разновозрастной группы должно быть все для развития разнообразной организованной воспитателем и самостоятельной двигательной деятельности детей:

— навес, под которым дети могут заниматься, а в плохую погоду укрываться от дождя и ветра.

— столы со скамейками разной высоты, соответствующей росту детей. За этими столами дети могут играть и заниматься с настольными играми и материалами.

— песочный ящик, рядом с которым целесообразно врыть столики для малышей, за которым дети будут играть, лепить пирожки.

— специальное место и оборудование для сюжетно-ролевых игр (несложные постройки – домики, автобус, корабль и т.п.).

— оборудование для физических упражнений (лесенка-стремянка, щиты для метания в цель, бревна для упражнения в равновесии и т.п.).

— ровная площадка, свободная от игровых построек.

Таким образом, за счет рационального размещения оборудования на участке выделяются микропространства для разнообразных игр – спокойных (с песком, водой, с дидактическими и сюжетными игрушками), подвижных.

Для обучения детей правилам дорожного движения должна быть предусмотрена тематическая площадка, а если в составе ДУ 2-3 дошкольные группы, то специально оборудуется общая физкультурная площадка площадью 150 м2, которыми группы пользуются поочередно.

И как всегда на участке должно быть отведено место для уголка природы и детского огорода. Своеобразие их оборудования заключается опять-таки в учете возможностей детей разного возраста и выполнения общепринятых для возрастных групп.

Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т.е. социальную среду.

***

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего дости­гается через сходство интерьера групповой комнаты с домаш­ней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, со­здает чувство уверенности и безопасности. В результате пре­бывания в естественной, уютной обстановке у ребенка скла­дываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели (парт, столов, расставленных по стандарт­ным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устране­ния границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать та­ким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые пред­меты, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются ес­тественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоап­парат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Раз­нообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе ин­теллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельнос­ти и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными матери­алами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опы­та социальной жизни и его интериоризации, становлении субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоя­тельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятос­ти и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведет к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребенок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим среди всех нарисованных медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины).

Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга. Так в РФ утверждено несколько комплексных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.), а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна спо­собствовать реализации цели, задач и содержания выбран­ной программы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учиты­вать особенности детей, посещающих эту группу: возраст до­школьников, уровень их развития, интересы, склонности, спо­собности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внима­ния уделять изобразительной деятельности — и это также будет заметно в созданной среде. Кому-то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики — все это так или иначе найдет отражение в среде группы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требова­ний к построению развивающей среды в разных образова­тельных учреждениях, поскольку образовательные програм­мы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей сре­ды в группе дошкольного образовательного учреждения, ко­торые основываются на современных подходах к образова­нию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей сре­ды в дошкольных учреждениях любого типа являются реа­лизация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспи­тателем и ребенком.

Развивающее обучение направлено прежде всего на раз­витие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самосто­ятельность и активность. Источник целостного развития ре­бенка — его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей. Куль­турные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую но­вую ситуацию, быть свободным в выборе собственных дей­ствий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Развивающее обучение предполагает перспективу самораз­вития ребенка и расширения его сознания на основе позна­вательно-творческой деятельности. Такое обучение невоз­можно без рефлексии, без познания самого себя, своих воз­можностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее ос­новные черты таковы. Взрослый в общении с детьми при­держивается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения — понимание, признание и принятие лич­ности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудни­чество. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следу­ющих принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потреб­ности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Так, например, на тре­тьем году жизни это — развитие движений и речи. Поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи (за которыми ребенок будет ходить, прокатывать их), ве­лосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают со­вместные игры, поэтому оборудование необходимо разме­щать так, чтобы детям удобно было организовывать совмест­ную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра — для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раз­дражитель: предмет, игрушка, оказавшиеся в зоне внимания, поэтому высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см).

Большое значение при создании действительно развиваю­щей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве — для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной), для спокойных игр и занятий в одиночестве. Основное правило — свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. (Не пу­тайте «свободное пространство» и «открытое пространство»!).

Кроме того, детям должно быть ясно видно, как пере­двигаться по групповой комнате, чтобы не помешать дея­тельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы груп­повая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог ви­деть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.

При планировании интерьера целесообразно придержи­ваться нежесткого центрирования (зонирования). Так, воз­можен следующий подход к организации среды:

  • центр сюжетно-ролевой игры;
  • центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;
  • центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответству­ющим оборудованием и материалами;
  • центр строительно-конструктивных игр;
  • центр математики (игротека);
  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный ком­плекс: он не занимает много места и в то же время много­функционален.

Возможно иное построение среды — «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды — он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что пред­ставления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Например, воспитатель из лучших побуждений старается обустроить групповую мягким уголком (диваном или кресла­ми), а ребенок предпочтет этому пару поролоновых матов. На них можно поваляться, попрыгать, их легко перенести в другое место, нет страха что-то сломать или порвать. Или воспитатель подбирает обои для группы: красивые, моющиеся, с отделкой в тон, а ребенку было бы гораздо интереснее иметь в группе «рисовальную стену» — прикрепленные рулонные белые обои, на которых можно рисовать красками, фломастерами, карандашами и даже… руками. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснять причину отказа.

Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей (в беседе или через анкетирование) о том, чем увлекается их сын или дочь, к чему проявляет склонности, способности; какие любит игрушки. Важно также спросить об этом самого ребенка и внести в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.

Если мнение ребенка будет всегда учитываться в создаваемой среде, группа детского сада станет для него роднее, уютнее, комфортнее – ведь это дом, который создан и им тоже!

3. Принцип функциональности означает то, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место (раздевалку, кладовую и т.п.). Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!

Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения привлекательности для детей и развивающего потенциала. Так, например, во многих группах детских садов есть игра «Магазин». Зачастую атрибутами для этой игры являются пустые упаковки от продуктов (молока, йогуртов, печенья и др.) в избыточном количестве, мешочки с «крупами», гиревые весы и т.п. Но современный ребенок чаще всего наблюдает в магазине иную картину: весы электронные, товар продавщицы почти никогда не взвешивают – он уже расфасован… Не удивительно, что игра в «магазин» часто малосодержательна и требует постоянного активного участия воспитателя. Может быть, лучше организовать «магазин одежды», где дети смогут «примерять и покупать» одежду? Что для этого понадобиться? Конечно, товар – одежда, вешалки и стойка для одежды, еще зеркало, ценники, касса…

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны. Например, дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера» можно использовать для развития у детей представлений о числах натурального ряда, для развития вычислительных умений, для развития пространственных ориентировок, для развития умения выявлять свойства, зависимости, закономерности. Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; у дошкольников развиваются конструктивное мышление, творческое воображение.

4. Принцип опережающего характера содержания образования. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, дети различаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во-вторых, особенности поведения и деятельности ребенка с новым сложным материалом дают воспитателю замечательную возможность осуществить диагностику, а именно: отмечать степень переноса детьми уже освоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности. В-третьих, детское экспериментирование с новым, более сложным игровым материалом открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать, разобраться в новом.

5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальный период построения среды — два месяца, а далее – ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать, конструируя пространство. Для этого подойдет крупный модульный материал (промышленного изготовления либо склеенные картонные коробки разного размера), с помощью которого пространство легко трансформируется.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «…какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева).

Важно!

— в разновозрастной группе в условиях одно- или двухкомплектного сада, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами…»

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате. Следует расставлять столы, кровати по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.