Утверждаю
12 марта 2018 года
Директор Попова Е. А.
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- Общие положения
- Положение о внутренней системе оценки качества образования устанавливает единые требования к внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) в ЧОУ д\с «Ступеньки» (далее – Учреждение).
- Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет основные цели, задачи, принципы и направления оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, объекты и содержание оценки, критерии, подходы, состав инструментария оценивания, условия и границы применения системы оценки качества.
- Настоящее положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС дошкольного образования».
- Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462
- Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утв. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
- Правила осуществления мониторинга системы образования, утв. постановление Правительства РФ от05.08.2013 № 662
- Показатели мониторинга системы образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14
- Методика расчёта показателей мониторинга системы образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 11.06.2014 № 657
- Порядок осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организаций в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1202
- Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547
- Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.04.2015 (далее – Методические рекомендации по проведению НОК ОД)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Письмо Минобрнауки России №08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 505 от 03.12.2014 «О направлении разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276
- Положение о лицензировании образовательной деятельности, Постановление Правительства РФ от.28.10.2013 № 966
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы
- Концепция и план мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 – 2016 гг.
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» № 582 от 10 июля 2013 года;
- Устав и локальные акты обеспечивают нормативные правовые основания реализации ВСОКО в соответствии с нормативными правовыми документами Российской Федерации в сфере образования.
- 4 В Положении используются следующие понятия:
- качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности, выражающая степень их соответствия ФГОС (условиям реализации основной образовательной программы (далее — ООП) ДОУ) и потребностям ребенка, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения каждым воспитанником содержания основной образовательной программы;
- качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников при организации образовательного процесса;
- оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
- внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
- измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов в стандартизированной форме, содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам;
- критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта;
- мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования;
- экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
- 5 Образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Оценка качества образования в ДОУ осуществляется посредством:
- мониторинга качества образования;
- мониторинга реализации ООП ДОУ;
- общественной экспертизы качества образования (анкетирование родителей на удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ).
- 6. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы;
- отчеты педагогов;
- посещение педагогических мероприятий.
1.7. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку эффективности реализации образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.8 Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами.
1.9. Участниками ВСОКО являются: родители (законные представители), педагогические, медицинские работники, администрация, социальные партнёры Учреждения.
1.10 К оценке качества образования могут привлекаться внешние эксперты.
- Основные цели, задачи, принципы ВСОКО
- 1. Цели ВСОКО:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования и предоставляемых услуг;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы ДОУ.
- 2. Задачи ВСОКО:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики об уровне профессиональной компетентности педагогов, созданных условий для реализации основной образовательной программы ДОУ (далее ООП ДОУ) и мониторинга качества образования;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ (самоаудит);
- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и основной образовательной программы дошкольного образования;
- определение степени соответствия основной образовательной программы ДОУ нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуального развития воспитанников;
- выявление факторов, влияющих на качество образования в ДОУ;
- содействие повышению квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающих реализации ООП ДОУ;
- определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
- расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке родителей, как общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
- 3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей (учредитель, родительская общественность, социальные партнеры);
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ.
- Организационная структура внутренней системы оценки качества образования
- Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой качества дошкольного образования в ДОУ, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, состоит из администрации Учреждения, Педагогического совета, иных временных структур.
- Администрация Учреждения:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО в ДОУ и приложений к ним, утверждает приказом директора и контролирует их исполнение;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОУ, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе основной образовательной программы проведение диагностических процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в ДОУ;
- организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне учреждения;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования (учредителя, родителей, общественности);
- обеспечивает условия для подготовки педагогов и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, материалы самоанализа для размещения на сайте учреждения);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
- 3. Мониторинговая рабочая группа):
- — создает организационно-информационные условия для формирования целостного представления о качестве образования в Учреждении;
- — разрабатывает методики оценки качества образования;
- — разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на совершенствование ВСОКО;
- — организует и проводит в Учреждении различные мониторинговые исследования;
- — проводит анализ мониторинговых исследований;
- — готовит предложения администрации Учреждения для принятия управленческих решений по управлению качеством образования в Учреждении.
- 4. Педагогический совет:
- участвует в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в Учреждении;
- заслушивает информацию мониторинговой службы о состоянии качества образования в Учреждении;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования детей дошкольного возраста, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ.
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- инициирует предложения по совершенствованию ВСОКО.
- 7 Иные временные структуры: при необходимости в Учреждении могут создаваться проблемные группы, временные коллективы для разработки мониторинговых исследований по определенному объекту, предмету мониторинга, а также для их более детального изучения и анализа.
- Основные направления и виды мониторинга внутренней системы оценки качества образования:
- Оценка качества образования осуществляется по различным направлениям в зависимости от целей, уровня осуществления и обследуемого объекта. К основным направлениям ВСОКО относятся:
- Самообследование ДОУ;
- Контроль;
- Мониторинг реализации Программы развития ДОУ;
- Мониторинг реализации ООП ДО;
- Мониторинг качества образования
- Основной процедурой, дающей возможность собрать наиболее полную и достоверную информацию в максимально короткие сроки, является мониторинг.
- 1. Мониторинг реализации Программы развития ДОУ отражает эффективность создания условий для организации образовательных услуг.
- 2. Самообследование – анализ деятельности ДОО, который осуществляется администрацией, сотрудниками и родителями (законными представителями) воспитанников с целью обеспечения доступности и открытости информации о деятельности учреждения, получения объективной информации о состоянии образовательной деятельности в Организации.
- Основой самообследования являются следующие документы:
- Порядок проведения самообследования образовательной организацией;
- Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию;
- Положение о самообследовании в ДОУ.
- 3. Контроль – функция управления, в ходе которой устанавливается соответствие условий организации содержания деятельности Учреждения действующим нормативным документам
- Основой контроля в ДОУ являются следующие документы:
- Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность Учреждения по реализации контроля;
- Положение о внутреннем контроле в ДОУ;
- Локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.)
- Годовой и месячный план-график контроля
- 4. Мониторинг реализации ООП ДО осуществляется на основании следующих показателей:
- Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООП требованиям действующих нормативных правовых документов.
- Целостность представления образовательной программы
- Разработанность образовательной программы
- Соответствие содержания разделов образовательной программы требованиям ФГОС дошкольного образования
- Отражение в содержании программы специфики дошкольной образовательной организации
- Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООП требованиям действующих нормативных правовых документов.
- Развивающая предметно-пространственная среда;
- Кадровое обеспечение;
- Материально-техническое и информационное обеспечение;
- Программно-методическое обеспечение;
- Нормативное правовое обеспечение;
- Финансово-экономическое обеспечение.
- Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООП требованиям действующих нормативных правовых документов.
- Уровень адаптации детей к ДОУ;
- Уровень психологической готовности детей к обучению в школе;
- Достижения воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
- Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов
- 5. Мониторинг качества образования
- 5.1. Педагогический мониторинг в соответствии с ФГОС ДО проводится для оценки индивидуального развития детей и обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
- Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- Оптимизации работы с группой детей.
- 5.2. Медицинский мониторингобеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости – коррекция данных условий.
- 5.3. Психологический мониторингпозволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
- 5.4. Управленческий мониторингорганизовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками. Мероприятия по проведению управленческого мониторинга (творческая группа по проблемам ДОУ, модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития, оценка творческого потенциала педагогов) Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. Оценка качества образования осуществляется с использованием разных видов шкал:
- номинальной (когда устанавливается соответствие или несоответствие объекта (процесса) показателю, отражающему качество);
- оценочной, фиксирующий не просто наличие или отсутствие признака, но и степень его проявления (для этого используются балльные и процентные значения оценок);
- шкалы ранжирования, когда отдельные показатели сравниваются друг с другом, каждому из них присваивается определенный ранг.
- Результаты самообследования, мониторинга освоения образовательной программы, мониторинга качества образования, текущего контроля характеризуют уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы и служат основой для оценки деятельности Учреждения.
- Информационный фонд ВСОКО
6.1. Реализация оценки качества образования предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:
- Отчетности, утвержденной нормативными актами федерального, регионального и локального уровней;
6.1.2.. Документов и материалов, полученных в ходе:
- анкетирования;
- повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
- самоанализа деятельности ДОУ в аспекте качества образования;
- педагогической диагностика уровня освоения детьми ООП;
- психолого-педагогической диагностики;
- выполнения муниципального задания;
- плановых специально организованных мониторинговых исследований.
6.2. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора и представления материалов.
6.3.. Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям:
- объективность – информация должна отражать реальное состояние дел;
- точность — погрешности измерений должны быть минимальные;
- полнота – источники информации должны быть оптимальными;
- достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;
- систематизированность – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;
- оперативность – информация должна быть своевременной;
доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.
-
Условия и границы использования информации, получаемой при оценке качества образования
- 1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
- 2. Границы использования результатов оценочной процедуры должны быть неотъемлемой частью самой процедуры и разработаны администрацией Учреждения совместно с мониторинговой службой (или рабочей группой) до введения данной оценочной процедуры в штатный режим.
- 3. Данные о детском развитии, индивидуальных достижениях воспитанников могут быть использованы только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу воспитанников и может использоваться исключительно в целях оптимизации их личностного развития.
- Принятие управленческих решений
- 1 По итогам самообследования, мониторинговых процедур и контроля издаются приказы, направленные на повышение качества образования, поощрение/наказание отдельных работников Учреждения. Перечень приказов определяется администрацией Учреждения.
- 2 По итогам всех оценочных процедур проводятся совещания при руководителе Учреждения, информационно-аналитические совещания с педагогическим коллективом, семинары, педагогические советы.
- 3 Итоги самообследования, мониторинговых процедур и контроля могут служить основанием для изменения критериев и показателей системы стимулирования работников.
- 4 По итогам оценки качества образования за учебный год и на основе стратегических приоритетов деятельности Учреждения:
- разрабатывается план внутреннего контроля на следующий учебный год, подробный план контрольных мероприятий по всем направлениям ВСОКО.
- вносятся корректировки в планы работы всех элементов организационной структуры ВСОКО.
- 5 Методическая служба Учреждения создает условия для качественного обучения педагогов по выявленным проблемам, составляет график наблюдения образовательного процесса, при необходимости мотивирует педагогов к изменениям индивидуального маршрута профессионального развития.
- 6 По итогам мониторинга и контроля возможны корректировка планов работы с разными группами воспитанников (детьми «группы риска», не осваивающими Программу, имеющими ограниченные возможности здоровья и т.д.).
- 7 Для снятия конкретных проблем по одному (нескольким) направлениям ВСОКО возможна разработка тематических программ, проектов.
- Права участников ВСОКО
- 1. При осуществлении оценки качества образования, проверяющий имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;
- изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
- 2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
- Ответственность
- Лица, ответственные за осуществление оценки качества образования в ДОУ несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, качество и своевременность предоставления информации.
- Организация и управление ВСОКО
- 1. Внутреннюю оценку качества образования осуществляет рабочая группа.
- 2. Состав рабочей группы по оценке качества образования и её руководитель определяется и утверждается приказом заведующего ДОУ.
- 3.В состав группы могут входить: представители общественных форм управления ДОУ (представители Совета ДОУ, родительского комитета, профкома), а также представители Учредителя.
- 4. Внутренняя оценка качества образования осуществляется на основе программы развития, образовательной программы и годового плана ДОУ.
- 5. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (справки, служебные записки и т.д.), в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции заведующего ДОУ.
- 6. По итогам оценки качества образования проводятся заседания Педагогического Совета, производственные собрания, административные и педагогические совещания.
- 7. По результатам оценки качества образования заведующий издает приказ, в котором указываются:
- результаты мониторинга;
- управленческое решение по его результатам;
- ответственные лица по исполнению решения;
- сроки проведения контроля;
- сроки устранения недостатков;
- поощрение работников по результатам мониторинга.
- 8. По окончании учебного года, на основании аналитических справок определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации в новом учебном году.
- 9. Настоящее Положение может быть дополнено или изменено решением педагогического совета.